Тема 1.1. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов

На основании приказа сотрудник Роспотребнадзора[2] проводит закупку — под видом покупателя приобретает товар или услугу.

1 контрольная закупка

Статья 16.1. Контрольная закупка

Комментарий к статье 16.1

1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ с 1 января 2017 г., предусматривает и регламентирует проведение такого мероприятия по контролю, как контрольная закупка.
В ч. 1 данной статьи определено понятие контрольной закупки: контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
От контрольной закупки необходимо отличать проверочную закупку, представляющую собой согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» вид оперативно-розыскных мероприятий. Кстати говоря, в ранее действовавшем Законе РФ от 13 марта 1992 г. N 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (п. 4 ч. 2 ст. 1) этот вид оперативно-розыскных мероприятий именовался «контрольная закупка». При проведении оперативно-розыскных мероприятий согласно п. 2 ч. 3 ст. 1 комментируемого Закона положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 892.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора). Проведение контрольной закупки предусмотрено при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Согласно п. 3.1 ст. 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (пункт введен Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей органом государственного надзора проводятся контрольные закупки в порядке, установленном комментируемым Законом. Там же установлено, что контрольная закупка товаров (работ, услуг) может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры;
2) государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно подп. 6 п. 2 ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (пункт введен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ ) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить контрольную закупку без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона;
3) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (подпункт введен Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя проведение контрольных закупок в порядке, установленном комментируемым Законом. Там же установлено, что контрольная закупка продукции может быть проведена органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры;
4) государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, государственный контроль за обращением медицинских изделий. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 88 и п. 4 ч. 4 ст. 95 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (части изложены в новой редакции Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ, о котором сказано ниже): государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг (п. 8 ч. 2 ст. 88); государственный контроль за обращением медицинских изделий включает в себя проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения запрета реализации фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий (п. 4 ч. 4 ст. 95);
5) государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств. Согласно п. 2.1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ, о котором сказано ниже) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств. В п. 3.1 ч. 6 данной статьи (пункт также введен Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ, о котором сказано ниже) предусмотрено, что должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить контрольные закупки лекарственных препаратов для медицинского применения в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;
6) контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ) при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в т.ч. за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, налоговые органы проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в т.ч. путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, — контрольные закупки.
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
pravo.gov.ru. 2017. 29 декабря.
pravo.gov.ru. 2011. 22 ноября.
СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957; pravo.gov.ru. 2018. 3 июля.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона для проведения внеплановых выездных проверок. При этом указано, что при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 данного Закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ из данного положения исключено указание на то, что может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Как предусмотрено в п. 3 Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (о данном документе сказано ниже), решение о проведении контрольной закупки принимается в случае, если оценка соблюдения требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (обязательные требования), при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки; в иных случаях в порядке, установленном комментируемым Законом, принимается решение о проведении внеплановой проверки; положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения контрольной закупки индикаторов риска нарушения обязательных требований.
4 — 4.3. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом установлено, что контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона (т.е. по основаниям для проведения внеплановых выездных проверок), проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных комментируемой статьей.
Часть 4 комментируемой статьи изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ, которым также введены ч. 4.1 — 4.3 данной статьи. В прежней (первоначальной) редакции ч. 4 комментируемой статьи устанавливалось, что: контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры; в случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения; должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
В ч. 4.1 комментируемой статьи предусмотрены исключения из правила ч. 4 данной статьи о необходимости согласования с органами прокуратуры проведения контрольной закупки по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона (т.е. по основаниям для проведения внеплановых выездных проверок).
В частности, установлено, что могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств. Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ, которым введена ч. 4.1 комментируемой статьи, Закон РФ «О защите прав потребителей» дополнен положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Часть 4.1 комментируемой статьи изложена Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ полностью в новой редакции, но новым является только указание на проведение контрольной закупки при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств. Этим же Законом внесены изменения в Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обращении лекарственных средств», предусматривающие возможность проведения контрольной закупки при осуществлении указанных видов государственного контроля (надзора) (об этих изменениях говорилось выше).
———————————
pravo.gov.ru. 2018. 27 декабря.

В ч. 4.2 комментируемой статьи вошли приведенные выше положения ч. 4 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции. Как установлено данной частью, в случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения; должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
Согласно п. 11 Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (о данном документе сказано ниже): после завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) должностное лицо органа государственного контроля (надзора), уполномоченное на проведение контрольной закупки, объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, приказ о проведении контрольной закупки и передает представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю копию приказа о проведении контрольной закупки; об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа о проведении контрольной закупки, за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки, представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель либо его представитель осуществляет соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки; при отказе представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя от ознакомления с приказом о проведении контрольной закупки и получения копии приказа о проведении контрольной закупки в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.
Частью 4.3 комментируемой статьи установлено, что в случае, если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. При этом предусмотрено, что в случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
Согласно п. 20 Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (о данном документе сказано ниже) при проведении контрольной закупки должностное лицо органа государственного контроля (надзора):
а) осуществляет выбор товара (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его работника (представителя);
б) подписывает документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
в) запрашивает документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
г) в необходимых случаях использует средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи.
6 — 7. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает и регламентирует составление акта о проведении контрольной закупки: о проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями; в случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка; при отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.
В ч. 7 комментируемой статьи установлено, что юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.
Как предусмотрено в п. 16 Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (о данном документе сказано ниже), акт о проведении контрольной закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, представляется на подпись представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю, у которых осуществлялась контрольная закупка; при отказе представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи; экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, незамедлительно после его составления.
В случае проведения дистанционной контрольной закупки согласно п. 17 данных Правил:
а) акт о проведении контрольной закупки составляется после завершения контрольной закупки;
б) объявление о проведении контрольной закупки осуществляется путем направления копии приказа о проведении контрольной закупки и экземпляра акта о проведении контрольной закупки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения контрольной закупки;
в) возврат товара, результатов работы или услуги (если это возможно по их характеру) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при совершении соответствующих сделок;
г) возврат денежных средств органу государственного контроля (надзора) осуществляется путем незамедлительного возврата наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора) или путем незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица или индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке, после возврата товара, результатов работы, услуги (если это возможно по их характеру).
8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает, что информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ. Данная часть изложена Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции части указывалось, что информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 13.3 Закона), Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок». Согласно подп. «е» п. 2 названных Правил (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 1399) единый реестр проверок содержит информацию в т.ч. о контрольной закупке, проводимой в соответствии со ст. 16.1 комментируемого Закона, и результатах ее проведения. Приложение N 5 к названным Правилам содержит Состав и сроки внесения в единый реестр проверок информации о контрольной закупке, проводимой в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и результатах ее проведения.
9. В ч. 9 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал Правительству РФ полномочие по установлению порядка принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенностей и порядка проведения контрольной закупки (Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ исключено указание на установление порядка учета информации о ней в едином реестре проверок). Данная часть изложена Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции части говорилось об установлении Правительством РФ особенностей организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок.
На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) .
———————————
pravo.gov.ru. 2018. 23 ноября.

Этим же Постановлением установлено, что реализация полномочий, предусмотренных данным Постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством РФ предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В письме Минфина России от 17 января 2019 г. N 03-14-09/1814 отмечено, что названные Правила применяются при принятии решения о проведении контрольной закупки органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
———————————
СПС.