Контрольная работа: Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. (9 класс)
Контрольная работа по литературе. М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени» 9 класс
Цель: проверить знания учащимися текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Представленный тест можно использовать на заключительном уроке литературы по изучению романа.
Задания с выбором ответа
Глава, с которой начинается повествование роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
а) «Тамань» б) «Княжна Мэри» в) «Фаталист» г) «Бэла»
Судьба, какой героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сложилась наиболее трагично.
а) Веры б) Княжны Мэри в) Бэлы г) девушки-контрабандистки
3. Укажите, кто из героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» носил серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано женское имя.
а) Печорин б) Казбич в) Грушницкий г) Максим Максимыч
4. Как называется глава романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которой речь идёт о «честных контрабандистах»?
а) «Тамань» б) «Княжна Мэри» в) «Фаталист» г) «Бэла»
Укажите, как умирает главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
а) кончает жизнь самоубийством б) погибает на дуэли в) погибает по дороге в Персию г) погибает от руки пьяного казака
Задания с кратким ответом
Укажите название главы, с которой должен начинаться роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Назовите воинское звание Максим Максимыча, героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Укажите, в какой из частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли.
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин утверждал: «Мы друг друга скоро поняли, сделавшись приятелями, потому что я к дружбе не способен …»
Какой композиционный приём использует М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», начиная действие романа в крепости и заканчивая его там же?
Задания на знание текста
1.Укажите героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет которого приводится ниже:
« … был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна»
«Рожа у него была самая разбойная: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре …»
«… она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо поразило меня своей выразительностью»
Штабс-капитан, настоящий «кавказец». У него добрая душа, он ценит душевное спокойствие. На первом месте у него долг.
«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»
«Высокий рост и смуглый цвет лица, чернью волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его»
«Необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это для меня обворожительно»
«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно».
«… в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».
2. Кто в романе поёт эту песню? Закончите стихотворные строчки.
Много ………………….. в аулах у нас,
Сладко любить их, завидная доля;
Золото купит ……………………… жены,
Он и от вихря в степи не отстанет,
3. Завершите цитату.
«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков ……………………………………………………».
«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …………………………………………………………………………………».
« … о глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак – или ………………………………………………………………………………………………….».
«Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, – и как же ………………………………………………………………………………..».
«Грушницкий слывёт отчаянным храбрецом; я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то ………………………………………………….».
«И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался …………………………………………………………………………………………………….».
«надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я не любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен, женится – прости любовь! моё сердце ……………………………………………………………………………………..».
«… спрашиваю себя невольно! Зачем я жил? Для какой цели родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … Но я ……………………………………………………………………………………….».
4. К каким главам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеют отношение перечисленные ниже слова.
Контрольная работа: «Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». (9 класс)
Контрольная работа по литературе в 9 классе. УМК Коровиной В.Я.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа: «Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». (9 класс)»
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос
(Урок развития речи)
Учитель русского языка, литературы
Курбатова Г.Н.
Основное содержание урока.
Контрольная работа: письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Основные виды деятельности:
Составление плана ответа на проблемный вопрос.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).
Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Организационный момент.
Слово учителя. Правила написания контрольной работы.
Выполнение работы. Полный развёрнутый письменный ответ в объеме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.
Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта:
В чём противоречивость характера Печорина?
Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?
В чём заключаются нравственные победы женщин над Печориным?
Каковы способы изображения внутреннего мира человека в романе «Герой нашего времени»?
Как развивается в романе «Герой нашего времени» тема смысла жизни?
Составление плана ответа на проблемный вопрос.
Редактирование и переписывание черновых вариантов собственных письменных работ.
Домашнее задание. Прочитать фрагменты «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя). Индивидуальное задание. Подготовить сообщение с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета о биографии и творчестве Данте, его любви к Беатриче, памятниках поэту и местах, связанных с его именем. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Какие исторические события во Флоренции конца 13 – начала 14 века отразились в «Божественной комедии» Данте?»
Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»
тест по литературе (9 класс) на тему
1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:
б. Критический реализм.
г. Просветительский реализм.
2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:
а. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
б. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».
а. Печорин. б. Онегин, в. Доктор Вернер. г. Грушницкий.
4. В чем трагедия Печорина:
а. В конфликте его с окружающими.
б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
в. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
г. В эгоистичности.
5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
А. Грушницкий б. княжна Мери в. Максим Максимыч г. доктор Вернер д. Бэла
6. О ком из героев романа идет рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха. Да-с, с большими был странностями. », а. Грушницкий. б. Печорин. 8. Максим Максимыч. г. Доктор Вернер.
7 . Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя нашего времени».
6. «Максим Максимыч».
в. Предисловие к журналу Печорина.
д. Окончание журнала Печорина.
8. Определите принадлежность портрета героя: «. Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист. а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого. Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие
руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного
а. Грушницкий. б. Печорин, в. Вернер. г. Максим Максимыч.
9. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог.
Какому событию предшествует данный пейзаж: «. Кругом, теряясь в золотом тумане утра,
теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
а. Дуэль Печорина и Грушницкого. б. Похищение Карагеза, в. Гибель Бэлы. г. Выстрел Вулича.
10 . Представьте, что перед вами — «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя
нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каких признакам вы этоопределили?
а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.
б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков, в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.
11. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем на два часа пообедать? Почему он обидел своего старого приятеля?
а) торопился по «служебной надобности»;
б) не хотел вспоминать о Бэле ; так как эти воспоминания приносили ему такие же острые страдания, как и прежде;
в) Печорину было скучно с Максимом Максимычем.
12. «Честные контрабандисты» в «Тамани» на первый взгляд кажутся истинно романтическими натурами. Какая из предложенных цитат выводит Янко из ряда романтических героев?
а) Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей.
б) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив.
в) Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!
13. Печорина и пушкинского Онегина называют «лишними людьми». Воплощая общий тип соотношения человека и общества, Печорин и Онегин различны по характерам. Назовите ту черту, которая отличает «лишнего человека» Печорина от «лишнего человека» Онегина:
б) презрение к людям;
в) отсутствие цели в жизни;
г) почти полное одиночество;
д) погоня за жизнью, стремление убежать от скуки.
ОТВЕТЫ:1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б 6-б, 7- в,г,е,а,ж,б,д 8-в, 9-а, 10 – «Фаталист», б-«Бэла», в-«Тамань» 11-б, 12-в, 13-д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ и содержание повести «Тамань». Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной.
Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
Данная методическая разработка — «Методика работы над текстом объемных прозаических произведений» — представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы с суворовцами IIкурса.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» 6 телезрителе.
Презентация произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Презентация произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Контрольные работы по «Евгению Онегину» и «Герою нашего времени»
итоговые вопросы и тесты по роману Пушкина «Евгений Онегин» и роману Лермонтова «Герой нашего времени», 2 варианта с ответами.
Урок — игра по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Цель урока: закрепить и обобщить ранее полученные знания.
Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»
Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени».