ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Использование контрольными организациями электронно-вычислительной техники для сбора и анализа информации о дефектах и неисправностях готовой продукции находит все большее применение. Одним из направлений в совершенствовании этой деятельности является упрощение и повышение надежности каналов информации. Например, известно, что компании США начали использовать ЭВМ, работающие в реальном масштабе времени, для обработки данных контроля. [6]

Контрольная работа по «Теория организации»

Цель контрольного задания – изучение проявления аспектов теории организации в конкретных организациях.

1.1. Наименование, отрасль деятельности, размер, а также, миссия и главная цель

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский энергетический институт
(технический университет)» (в дальнейшем МЭИ).

Работа содержит 1 файл

Теория организации.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт заочного обучения

Кафедра Теория организации управления

Специальность: Менеджмент Организации

Специализация: Финансовый Менеджмент

(Ф.И.О., звание, должность)

Цель контрольного задания – изучение проявления аспектов теории организации в конкретных организациях.

1.1. Наименование, отрасль деятельности, размер, а также, миссия и главная цель

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский энергетический институт
(технический университет)» (в дальнейшем МЭИ).

МЭИ — государственное высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования по многим направлениям подготовки
(специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или)
повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и
научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и
прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является
ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности, насчитывает более 3000 сотрудников.

Располагает современными учебными корпусами, учебными и научными лабораториями, общежитиями, мощной экспериментальной базой, опытным заводом, учебно-научной теплостанцией, учебно-научным телецентром, мощной сетью довузовской подготовки и послевузовского образования.

Оснащен современным технологическим оборудованием, парком мощных, средних и персональных ЭВМ (более 1700 комплектов). Спорткомплекс — стадион «Энергия», физкультурные корпуса, спортивные залы, залы для занятия в секциях, теннисные корты, плавательный бассейн. Общежитие — 5100 мест.

Главными задачами МЭИ являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
  • организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования:
  • подготовка, переподготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников:
  • накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества:
  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
  • осуществление мероприятий по защите государственной тайны и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2 Форма собственности организации

Форма собственности организации – государственная.

1.3 Организационно-правовая форма организации

По своей организационно-правовой форме «Московский энергетический институт (технический университет)» является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, находящимся в федеральном подчинении, и руководствуется в своей деятельности федеральными законами, актами Президента Российской Федерации. Правительства Российской Федерации. Минобразования России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации.

1.4 Территориальная сфера деятельности организации:

Территориальная сферой деятельности МЭИ является федеральной.

Учредителем МЭИ является Правительство Российской Федерации.
Полномочия учредителя МЭИ осуществляет Министерство образования
Российской Федерации.

МЭИ является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,
бланки и штампы со своим наименованием, товарные знаки и торговую
марку, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые и
иные счета (в том числе — валютные), открытые в установленном порядке.
МЭИ самостоятелен в принятии решений и осуществлении действий

1.5 Сфера человеческой деятельности организации:

Сфера человеческой деятельности МЭИ – образовательная.

1.6 Проявление критериев организации

МЭИ обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством.

Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности.

Управление МЭИ осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Типовым положением об
образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем учебном заведении).

В МЭИ предусматриваются должности научно-педагогического
(профессорско- преподавательский состав, научные работники), инженерно-
технического, административно- хозяйственного, производственного,
учебно-вспомогательного и иного персонала. Лица, занимающие указанные
должности, являются работниками МЭИ.

К профессорско-преподавательским должностям относятся должности: декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Научно-педагогические работники МЭИ обязаны:

  • обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
  • соблюдать устав высшего учебного заведения:
  • формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности). гражданскую позицию способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии:
  • развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
  • систематически заниматься повышением своей квалификации.

Права и обязанности административно- хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала МЭИ определяются Правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.

Одним из критериев классификации являет ся принцип построения и функционирования организации, на основе которого целесообразно разделять все организации в обществе на формальные и неформальные

МЭИ является Формальной организацией, которая характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий.

    1. Историческая форма организации :

    Форма организации МЭИ является — организация-государство

    Модель организации МЭИ является модель рациональной бюрократии.

    Трудовые и социально-экономические отношения в МЭИ решаются на основе Закона Российской Федерации «Об образовании». Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Трудового кодекса РФ. других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяется законодательством Российской Федерации.

      1. Факторы внутренней среды

      Структура — состав и соотношение входящих в организацию подсистем, которые делятся на производственную (управляемую) и управленческую. В структуре управления организацией созданы функциональные подсистемы:

      Ресурсы — связаны с процессами, протекающими в организации. К ним относятся трудовые, информационные, денежные (наиболее важные, так как главным преимуществом данной организации является наличие высококвалифицированных сотрудников).

      Организационная культура — средняя, положительная. Степень формализации отношений средняя, существуют особые традиции и субкультуры в рамках каждого подразделения.

      1.10 Факторы внешней среды организации:

      1.10.1 Факторы внешней среды прямого действия: государство

      Источниками формирования имущества МЭИ и финансирования
      его деятельности являются:

      • средства бюджетов различного уровня;
      • средства, полученные от осуществления различных видов внебюджетной деятельности, в том числе средства, получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

      1.10.2 Факторы внешней среды косвенного действия:

      Экономическая и политическая ситуация — оказывает огромное влияние на деятельность организации, т.к. МЭИ является гос. учереждением.

      1.11 Тип (механистическая или органическая) организационной структуры и её вид.

      Линейно-штабная организационная структура

      3.12. Проявление законов организации:

      3.12.1. Закон синергии: свойства организации больше суммы качеств ее составляющих.

      Закон проявляется в том, что в результате объединения людей в единую организацию появляется новая сущность – организованное единство, ранее не наблюдаемое и способное получать иные результаты деятельности, нежели объединившиеся лица по отдельности. Сложение их организационных, деловых и личностных потенциалов, авторитета и ресурсов способно сформировать новую действенную общность.

      3.12.2. Закон инновации: организация всегда осуществляет нововведения.

      В организациях инновационный процесс осуществляется постоянно. Игнорирование необходимости нововведений приводит к скорой смерти или поглощению организации.

      В МЭИ инновационный процесс отсутствует, т.к. он руководствуется в своей деятельности федеральными законами, актами Президента Российской Федерации. Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

      Организация не приспособлена «играть на опережение» и реагировать на изменения во внешней среде.

      3.12.3. Закон формации: форма организации определяется строением ее связей.

      Закон устанавливает для организаций зависимость организационной формы от характера взаимоотношений внутри организации. Организация МЭИ лидерская, в ней ярко выражены отношения «руководитель-подчиненный».

      3.12.4. Закон композиции: цель частного в организации является подцелью общего.

      Закон устанавливает в организациях объективность декомпозиции миссии и главной цели организации и построения ее дерева целей.

      12.5. Закон соответствия: свойства организации соответствуют качествам ее составляющих.

      Организация, с одной стороны, проявляет качества, несвойственные вошедшим в нее элементам, а с другой, безусловно, связана с данными элементами, и ее свойства, в той или иной, степени основываются на характеристиках элементов.

      Проявление закона соответствия в данной организации достаточно сильное, т.к. специалисты этой области знаний не могут применить себя и в других сферах деятельности.

      1.12.6 Закон информатизации: развитие организации определяется информацией.

      Развитие организации базируется на новом содержании, новых идеях и ценностях.

      Закон информатизации: развитие организации определяется информацией. Современная, и особенно образовательная, деятельность носит информационный характер, и организация в XXI веке, во многом, является воплощением информационных ценностей. Соответственно развитие организации базируется, в том числе, на новом содержании, новых идеях и ценностях.

      3.12.7. Закон единства: единство анализа и синтеза объективно.

      Закон проявляется в построении дерева целей, когда производится анализ миссии и главной цели. При этом управленческая деятельность осуществляется синтетично, то есть через достижение целей самого низкого уровня с переходом на более высокие уровни. То есть, достигнув результатов низового звена, мы обеспечиваем результативность более высокого звена и так до самого высшего уровня – до достижения главной цели и реализации миссии организации.

      3.12.8. Закон итерации: чем больше составляющих, тем сложнее организация.

      ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

      Контроль в организации необходим для принятия оперативных управленческих решений по корректировке уже принятых. Внешняя и внутренняя среда организации постоянно меняются, поэтому принятые управленческие решения часто оказываются неадекватными сложившимся обстоятельствам.

      В самом общем виде контроль можно рассматривать как элемент обратной связи, поскольку на основе его результатов корректируются ранее принятые менеджерами управленческие решения, планы и даже нормы и нормативы.

      Контроль в организации можно классифицировать по следующим критериям:

      1) по стадиям жизненного цикла объектов — на стадии маркетинга, на стадии производства, на стадии эксплуатации и т.д.;

      2) объектам контроля — предметов труда, технологии, условий труда и т.д.;

      3) исполнителям — самоконтроль, контроль, осуществляемый отделом технического контроля или менеджером, и т.д.;

      4) степени охвата объекта — сплошной и выборочный;

      5) режиму контроля — усиленный и нормальный;

      6) времени контроля — предварительный, текущий и заключительный;

      7) периодичности контроля — непрерывный и периодический.

      В качестве форм контроля выделяют следующие: стратегический, ориентированный на стратегические цели и задачи; тактический, направленный на наблюдение за ходом реализации тактических управленческих решений; оперативный, ориентированный на мониторинг и корректировку оперативных управленческих решений. Также в качестве формы контроля может рассматриваться контроль финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов. В некоторых литературных источниках по менеджменту в качестве форм контроля выделяются контроль запасов, производственный контроль, контроль качества и финансовый контроль.

      Виды и формы контроля находятся в тесном взаимодействии, и их различие условно. В практической деятельности организации менеджеры могут выполнять контрольные функции, относящиеся к разным видам и формам контроля. В большей степени градация контроля по видам и формам важна для научных исследований в сфере повышения эффективности управления. Деление контрольной функции по видам и формам на основе различных критериев позволяет плодотворно подходить к решению проблем управления. При таком подходе становится возможным полный учет особенностей той или иной подсистемы контроля в организации. Для каждой такой подсистемы можно установитьпоказатели эффективности, исполнителей, механизм реализации. В то же время классификация контроля позволяет выявить и сформулировать общие для всех подсистем контроля условия эффективности и результативности. Для повышения эффективности отдельной контрольной подсистемы достаточно скорректировать общие рекомендации применительно к особенностям соответствующей подсистемы.

      Виды и формы контроля в организации должны соответствовать подсистемам управления. В каждой управленческой подсистеме необходимо осуществлять соответствующие функции контроля. При этом такой контроль должен учитывать цели организации в целом и подцели конкретной системы управления. Согласование целей организации является одной из основных задач контроля.

      СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

      Контроль в организации состоит в том, чтобы проверить состояние реализации принятых управленческих решений. Сложность и многогранность функции контроля позволяют рассматривать его в организации как систему, состоящую из элементов.

      Главная задача системы контроля в организации — это отслеживание фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану, т.е. сопоставление фактических данных объектов планирования с плановыми на предмет выявления отклонений. Своевременная ликвидация выявленных контролем отклонений от запланированного состояния осуществляется с помощью оперативного регулирования. Для того чтобы контролировать и регулировать план, необходима соответствующая количественная информация о протекании процессов в организации, достаточная для того, чтобы представить себе ее реальное состояние. Считается, что чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Поэтому учет и контроль по времени должны быть максимально приближены.

      Система контроля в организации должна включать два уровня: нижний и верхний.

      Нижний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности, осуществляемый экономическими службами этих подразделений.

      Верхний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности, осуществляемый финансово-экономической службой коммерческой организации и его бухгалтерией.

      Элементы системы контроля в организации:

      · объекты контроля (плановые документы центров ответственности организации); предметы контроля (отдельные характеристики состояния плановых документов);субъекты контроля (центры ответственности, осуществляющие контроль за исполнением плановых документов);

      · технология контроля (состав процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями планов).

      Процесс контроля в организации состоит из следующих этапов:

      1) определения состава лиц, контролирующих исполнение различных статей планов;

      2) определения перечня контрольных показателей для анализа;

      3) сбора информации о производственно-финансовой деятельности организации и составления отчетов;

      4) сравнения плановых и фактических показателей и определения отклонений;

      5) анализа отклонений и выявления их причин;

      6) принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.

      Эффективность системы контроля определяется через оперативность и правильность принимаемых корректирующих действий при протекании процессов управления в организации. Это может быть количество корректировок в определенном календарном периоде, конечные результаты, достигнутые в результате корректировки управленческого решения. В конечном итоге основным показателем системы контроля в организации служит отклонение фактических показателей от плановых. Считается, что если разница между «фактами» и «планом» не превышает 20%, то система контроля в организации эффективна.

      Для того чтобы система контроля в организации была эффективной, необходимо наличие некоторых уело в ни:

      1. отлаженного механизма планирования; высокопроизводительного программного обеспечения, позволяющего оперативно собирать в нужном виде информацию о фактическом выполнении плана;

      2. высокой исполнительской дисциплины в организации; действенных систем премирования (депремирования);

      3. участия руководства организации в решении проблем, возникающих в процессе осуществления контроля на всех уровнях управления;

      4. осознания менеджерами организации важности осуществления контрольных функций.

      Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .

      Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.

      Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

      ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4930)

      Контроль в организации

      Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

      Контроль – процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. По сути, это количественная и качественная оценка и учёт результатов деятельности работы фирмы.

      Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

      Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если руководитель хочет, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельности каких-либо групп становится невозможно. Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления – это синонимы».

      Задачи контроля:

      1. Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и её результатах (функция – учёт).

      2. Оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка).

      3. Анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ).

      4. Прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

      Перед контролем обычно ставятся следующие цели:

      1. Своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений.

      2. Наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучения работников оказать им реальную практическую помощь.

      3. Обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.