Контрольная работа по русскому языку по теме Части речи

Контрольная работа по курсу «русский язык и культура речи»

Арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.

2.Устраните речевую избыточность (тавтологию или плеоназм).

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

3.Составьте словосочетания с паронимам (при необходимости меняйте форму слова).

Комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Покрывало Исиды. 2. Восстать, как Феникс, из пепла. 3. Перейти Рубикон. 4. Кровь с молоком.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Коварный) Миссури, дорогой (тюль), (дорогой) боа, (знойный) сирокко, (роскошный) барокко.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Окошко, помидор, якут, лезвие, наволочка.

3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

Над 7, перед 73, около 347, с 2543.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Заведующий (кафедра),Уверенность (победа), вера (победа), благодаря (помощь), согласно (предписание).

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Он не тревожился о семье, которую оставил без всяких средств к существованию. 2. Руководитель не обращает внимания на статью, которая указывает на беспорядки, которые царят в сварочном цеху. 3. Режиссеру передали видеофильм, который был снят его студентами.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из (не)скольких пом…щений разной величины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а(к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества

Контрольная работа по русскому языку по теме «Части речи»

Представленная вниманию коллег контрольная работа преследует цель проверить уровень сформированности знаний и умений школьников 8-11 классов правильно определять частеречную принадлежность слова.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Изучив историю Отечества,

А) меня не покидало чувство беспокойства

Б) экзамен был сдан успешно

В) должен отметить выдающуюся роль отдельных личностей в его судьбе

Г) мой ответ заслужил отличную оценку.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки:

а) Сувениры, выпускающиеся нашей фабрикой, пользуются спросом у туристов.

б) Я хочу рассказать о своём друге и почему он так поступил.

В) Альпинист ждал и надеялся на друзей.

Г) Этот берег реки более пологий.

3. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова:

а) овладевать умением петь в) обратиться к ему

в) не скрывать своё счастье г) уделить внимание на игрушки

4. Укажите предложение, в котором И является частицей:

а) Дождик прошёл, и в воздухе пахло весной и мокрой землёй.

Б) Человек усмехнулся и отошел в сторону.

В) Для них он никто, его и не замечали доже.

Г) Никто и никогда не узнает, что тогда случилось.

5. Укажите предложение, в котором РОВНО является частицей:

а) Он шёл, ступая ровно.

Б) Когда он открыл глаза тихонько, он увидел прежнюю картину: РОВНО, слабо горела лампочка под красным абажуром, разливая мирный свет.

В) РОВНО в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо.

Г) По распоряжению штаба дивизии полк походным порядком прошёл до города РОВНО

6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является наречием:

а) Рваные хлопья плывут у самой воды, а небо над головой, в разрывах тумана, ЯСНО.

Б) Стало ЯСНО, что Дерсу не справится с плотом и течение непременно увлечёт его к водопаду.

В) А вверху над туманами было ЯСНО и радостно.

Г) В это время звуки опять повторились, и мы ЯСНО разобрали, что исходят они со стороны моря.

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом:

а) Офицеры, стоявшие ВОКРУГ, засмеялись.

Б) От орудийной стрельбы гудело все ВОКРУГ, вздрагивала земля от взрывов.

В) Динка тщетно оглядывается ВОКРУГ и, неторопливо постукивая пальцами о прилавок, ждёт.

Г) ВОКРУГ небольшого озера с глинистыми берегами росли кусты, в них и устраивал засаду охотник.

8. Укажите ряд, где в обоих предложениях есть предлоги:

а) (В)след убегающему зверю неслось улюлюканье. Он смотрел нам (в)след.

б) (На)встречу шёл известный поэт. Мы не боимся идти (на)встречу трудностям.

в) (По)середине манежа стоял медведь. Метель нас застала (по)середине пути.

9. Все предлоги выделены правильно в предложении:

1) При подходе к заливу оный рисуется в виде купола из красноватой мглы, пугающей с давних времен мореплавателей.

2) Редко-редко среди бесчисленных Сосновок, Никольских и Горелых Двориков попадется деревня с заметным, а иной раз и необыкновенным именем, вроде Мыса Доброй Надежды в Там ­ бовской области или Колыбельки где-то под Острожском.

3) Кто-то из жителей Херсонеса замуровал ее в стену вместо строительного камня.

10. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (цифра обозначает

Недели через (1) три Самгин (2) сидел в бричке, которую (3) катила по дороге, размытой (4) вешними водами, пара лошадей, механически (5), точно (6) заводные игрушки, перебирая(7) ногами.

А) существительное в) местоимение д) причастие ж) предлог

Б) прилагательное г) наречие е) деепричастие з) союз

11. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (цифра обозначает

В этот день, вопреки(1) всем(2) прогнозам, над горами, в лесах и полях – словом, вокруг(3) разразилась ещё никогда не(4) виданной(5) силы(6) гроза, вызвав(7) переполох среди жителей.

А) прилагательное в) местоимение д) причастие ж) предлог

Б) деепричастие г) наречие е) частица з) союз

12. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (цифра обозначает

Все присутствующие (1) сочли(2) необходимым поприветствовать вошедшего поклоном или хотя бы кивком, ибо(3) Фрол Григорьевич, невзирая(4) на скромное свое(5) положение, почитался в древнем городе особой влиятельной(6) и в некотором смысле даже(7) всемогущей.

Вариант 1.

Задание 1. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа следующих существительных. Расставьте ударение.

9. Курсовая работа студентки Остаповой даёт право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.

(В)следстви. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти. на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви. по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени. романа известного автора, (в)продолжени. утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени. пяти лет, (в)течени. бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви. (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени. недели, наблюдать изменения (в)течени. реки, отсутствовать (в)продолжени. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени. романа, отменить экскурсию (в)следстви. дождя, (в)последстви. вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Задание 6. Прочитайте ответ на письмо-претензию. Что, на ваш взгляд, здесь не
соответствует деловому этикету. Отредактируйте данный ответ.

На Ваше заявление Алексинская швейная фабрика индпошива и ремонта одежды по заказам населения сообщает.

Факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Администрация фабрики приняла меры для срочного выполнения вашего заказа. Жалоба обсуждалась на общем собрании коллектива, доведена до сведения всех работников фабрики. Меры приняты.

Лица, виновные в нарушении сроков исполнения и за грубость, наказаны согласно приказа фабрики от 13.10.2008 № 78/2. Сменному мастеру Волковой В. В. объявлен выговор, закройщик А. П. Гусев переведён портным в бригаду по пошиву мужской верхней одежды.