Контрольная работа по истории Россия в 20 веке
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ 20 ВЕКА
Методические рекомендации к контрольным работам адресованы студентам 3 и 4 курсов по проблемам отечественной истории XX века и ориентированы на преодоление некоторых устаревших подходов к традиционным темам в отечественной и зарубежной историографии.
Отличительной чертой данных указания является то, что в подборе тем основным критерием были их проблемность и актуальность. Учитывалась также и обеспеченность историческими источниками. Контрольные работы должны не только способствовать глубокому освоению определенной темы курса, но и помочь учащимся овладеть навыками исследования вопросов, представляющих актуальную научную проблему, усовершенствовать приемы научной работы, т.е. отбора и систематизации фактов, критического анализа источников, правильного оформления полученных результатов, выработки основных выводов.
Первым этапом в выполнении контрольной работы является обработка фактического материала и знакомство с источниками. На этом этапе учащемуся необходимо составить примерный план контрольной работы по хронологическому принципу. Сбор фактического материала позволит воссоздать целостную ткань исторических событий, понять характер и основные тенденции развития эпохи. К знакомству с источниками лучше приступить уже после чтения соответствующих разделов учебника, лекций и научных исследований. Так как лексика и терминология специальных исследований рассчитаны, как правило, на достаточно высокий профессиональный уровень, учащемуся целесообразно использовать справочные издания (энциклопедии, словари и т.п.), чтобы избежать неточного или упрощенного толкования терминов.
Второй этап выполнения контрольной работы связан с выделением в выбранной теме важнейших проблем, дискутируемых в литературе. Таким образом, собранный фактический материал будет снова пущен в оборот под критическим углом исследования. На этом этапе анализ источников должен носить более творческий характер.
Третий этап работы — составление точного плана и написание контрольной работы. В этом случае план не может быть слишком развернутым. Он отражает основные проблемы, имеющиеся в данной теме, и одновременно является последовательным, т.е. не нарушает хронологию вопроса.
Контрольная работа включает в себя план, текст и библиографию, т.е. список используемых источников и литературы. Текст должен состоять из введения, отражающего историческую и научную значимость темы, нескольких частей, соответствующих плану, и заключения, представляющего общий вывод. Материал должен излагаться последовательно, логично, грамотно и литературно. Цитаты, упоминания тех или иных авторов требуют ссылок на литературу, из которой они были почерпнуты. Работу могут дополнять схемы, карты, диаграммы, таблицы. Необходима строгая нумерация страниц.В списке литературы должны указываться только те издания, которые действительно были использованы в данной контрольной работе. Первыми в списке указываются источники, вторыми — научная литература. В обоих случаях перечень идет в алфавитном порядке. Оформление списка литературы и ссылка на нее в тексте должны соответствовать современным библиографическим требованиям.
Отечественная история 1917-2015 гг.
ТЕМА 1: Февраль и Октябрь 1917 г.: новые подходы к изучению.
ТЕМА 2: П.Н. Милюков как историк русской революции.
ТЕМА 3: Учредительное Собрание: история созыва и роспуска.
ТЕМА 4: Брестский мир.
Необходимость подписания мирного договора. Первый этап переговоров о перемирии. Позиция Л.Д. Троцкого. Значение Брестского мира и его оценки в историографии.
ТЕМА 5: Красный и белый террор в годы Гражданской войны.
ТЕМА 6: “Кронштадтский мятеж” 1921 г.
Положение в стране к марту 1921 г. Программа и требования восставших. Уроки Кронштадтского восстания. Оценки Кронштадтских событий в отечественной историографии.
ТЕМА 7: “Военный коммунизм” в промышленности.
ТЕМА 8: Нэп и крестьянство.
ТЕМА 9: Политика раскулачивания и ее реализация.
ТЕМА 10: Национально-государственное устройство СССР по Конституциям 1923 г. и 1936 г.
ТЕМА 11: Разработка и принятие Конституции 1936 г.
ТЕМА 12: Пакт Молотова-Риббентропа: история заключения и оценки в историографии.
ТЕМА 19: ХХ съезд КПСС.
ТЕМА 37: Современная Россия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ 20 ВЕКА
Методические рекомендации к контрольным работам адресованы студентам 3 и 4 курсов по проблемам отечественной истории XX века и ориентированы на преодоление некоторых устаревших подходов к традиционным темам в отечественной и зарубежной историографии.
Отличительной чертой данных указания является то, что в подборе тем основным критерием были их проблемность и актуальность. Учитывалась также и обеспеченность историческими источниками. Контрольные работы должны не только способствовать глубокому освоению определенной темы курса, но и помочь учащимся овладеть навыками исследования вопросов, представляющих актуальную научную проблему, усовершенствовать приемы научной работы, т.е. отбора и систематизации фактов, критического анализа источников, правильного оформления полученных результатов, выработки основных выводов.
Первым этапом в выполнении контрольной работы является обработка фактического материала и знакомство с источниками. На этом этапе учащемуся необходимо составить примерный план контрольной работы по хронологическому принципу. Сбор фактического материала позволит воссоздать целостную ткань исторических событий, понять характер и основные тенденции развития эпохи. К знакомству с источниками лучше приступить уже после чтения соответствующих разделов учебника, лекций и научных исследований. Так как лексика и терминология специальных исследований рассчитаны, как правило, на достаточно высокий профессиональный уровень, учащемуся целесообразно использовать справочные издания (энциклопедии, словари и т.п.), чтобы избежать неточного или упрощенного толкования терминов.
Второй этап выполнения контрольной работы связан с выделением в выбранной теме важнейших проблем, дискутируемых в литературе. Таким образом, собранный фактический материал будет снова пущен в оборот под критическим углом исследования. На этом этапе анализ источников должен носить более творческий характер.
Третий этап работы — составление точного плана и написание контрольной работы. В этом случае план не может быть слишком развернутым. Он отражает основные проблемы, имеющиеся в данной теме, и одновременно является последовательным, т.е. не нарушает хронологию вопроса.
Контрольная работа включает в себя план, текст и библиографию, т.е. список используемых источников и литературы. Текст должен состоять из введения, отражающего историческую и научную значимость темы, нескольких частей, соответствующих плану, и заключения, представляющего общий вывод. Материал должен излагаться последовательно, логично, грамотно и литературно. Цитаты, упоминания тех или иных авторов требуют ссылок на литературу, из которой они были почерпнуты. Работу могут дополнять схемы, карты, диаграммы, таблицы. Необходима строгая нумерация страниц.В списке литературы должны указываться только те издания, которые действительно были использованы в данной контрольной работе. Первыми в списке указываются источники, вторыми — научная литература. В обоих случаях перечень идет в алфавитном порядке. Оформление списка литературы и ссылка на нее в тексте должны соответствовать современным библиографическим требованиям.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Контрольная работа по истории «Россия в 20 веке»
«Рано утром начался бой. Путь батальону к Чернушкам внезапно преградил вражеский дзот. Из его амбразуры горячо били струи огня и выносило дымок. Цепь бойцов залегла. Никакие попытки уничтожить лесную вражескую крепость не имели успеха. Тогда ___________ подполз к дзоту и, мгновенно вскочив, грудью своей закрыл его амбразуру. Фашистский пулемёт заглох. И батальон с боевым русским кличем рванулся вперёд — к деревне Чернушки».
1) Н. Ф. Гастелло 2) В. В. Талалихин
3) А. М. Матросов 4) В. Г. Клочков
10.Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) подписание договора о ненападении между СССР и Германией
2) образование СССР
3) отмена продовольственной развёрстки
4) свёртывание нэпа
11.Какие политические партии начала XX в. относились к либеральному лагерю? Найдите в приведённом ниже списке две партии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Союз русского народа» 2) «Союз 17 октября»
3) Партия социалистов-революционеров
4) Партия конституционных демократов
5) Российская социал-демократическая рабочая партия
12.Запишите термин, о котором идёт речь.
«Название единственной военно-стратегической транспортной магистрали через Ладожское озеро, связывавшей с сентября 1941 г. по март 1943 г. блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны».
Задание 13. Рассмотрите схему одного из периодов Гражданской войны. Кто являлся главнокомандующим белыми войсками, против которых были осуществлены действия Красной армии, обозначенные на схеме стрелками?
1) А. И. Деникин 2) Н. Н. Юденич 3) А. В. Колчак 4) П. Н. Врангель
Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.
1) 1950-е гг. 2) 1960-е гг. 3) 1970-е гг. 4) 1980-е гг.
15.Существует точка зрения, что, несмотря на определённое сходство, положение колхозников в СССР в период 1953—1964 гг. значительно изменилось по сравнению с периодом 1945—1953 гг. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих, что это изменение действительно произошло.
16.Укажите год, когда была принята Конституция СССР, о которой говорится в отрывке. Назовите руководителя страны, о смерти которого говорится в отрывке.
«31 января Конституция СССР была утверждена. Съезд, утвердивший Конституцию, работал в траурные дни: 21 января умер руководитель страны. Как и первая Конституция РСФСР, она носила ярко выраженный классовый характер. Верховный орган государственной власти — съезд Советов — состоял из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей). Таким соотношением обеспечивалась «руководящая роль рабочего класса». Избирательное право было всеобщим только для трудящихся.
17.Новым руководством страны была объявлена кампания, в которой приняли участие сотни тысяч молодых людей. Вместе с другими комсомольцами житель Тульской области уехал в Казахстан. Страшные пыльные бури, необустроенность жизни в диких степных районах и тяжелейший труд не испугали молодого переселенца. Колхоз, в создании которого он принимал участие, скоро начал собирать для страны богатые урожаи пшеницы. А молодой комсомолец был удостоен высокой государственной награды.
1) Назовите кампанию, в осуществлении которой принял участие молодой переселенец.
2) Назовите руководителя СССР — инициатора осуществления кампании, о которой идёт речь.
3) Укажите одно любое негативное последствие, к которому привела данная кампания.
Итоговая контрольная работа 20 век 2 вариант
1.Что было одним из положений Портсмутского мирного договора?
1) признание Кореи сферой влияния России
2) уплата Россией контрибуции Японии
3) сохранение за Россией арендных прав на Порт-Артур
4) передача Россией Японии Южного Сахалина
2.Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».
1) свобода рыночной торговли
2) деятельность иностранных концессий
3) активное развитие товарно-денежных отношений
4) введение всеобщей трудовой повинности
3.Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны (до 1921 г.) называлась
1) разгосударствлением 2) новой экономической политикой
3) развитым социализмом 4) «военным коммунизмом»
4.Кто был председателем Совета Народных Комиссаров в 1917−1924 гг.?
1) В. И. Ленин 2) А. И. Рыков 3) В. М. Молотов 4) И. В. Сталин
5. Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством
1) Н. Д. Кондратьева 2) В. В. Путина 3) Е. Т. Гайдара 4) К. У. Черненко
6.Даты первой мировой войны…
1) 1914-1917 2) 1914-1918 3) 1915-1918 4) 1914-1919
7.Что явилось следствием проведения форсированной индустриализации?
1) достижение СССР технико-экономической независимости
2) сокращение военного производства
3) опережающий рост производства товаров народного потребления
4) рост безработицы в стране
8.Событиям Великой Отечественной войны посвящены произведения
1) «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и «Конармия» И. Э. Бабеля
2) «Хорошо!» В. В. Маяковского и «Окаянные дни» И. А. Бунина
3) «Двенадцать» А. А. Блока и «Русь советская» С. А. Есенина
4) «Живые и мёртвые» К. М. Симонова и «Горячий снег» Ю. В. Бондарева
9.Прочтите отрывок из воспоминаний авиаконструктора и укажите фамилию, пропущенную в тексте.
«Именно в первые дни войны стало легендарным имя лётчика ____________. 26 июня он, возвращаясь после выполнения боевого задания, попал под обстрел немецкого самолёта. Пробит бензобак, возник пожар. Командир и его экипаж были обречены. Но они отплатили врагу, обрушив свой горящий самолёт на скопление немецких автомашин и цистерн с бензином».
1) А. И. Покрышкин 2) В. В. Талалихин 3) И. Н. Кожедуб 4) Н. Ф. Гастелло
10. Запишите термин, о котором идёт речь.
В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого-либо преступления.
11.Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) подписание договора о ненападении между СССР и Германией
2) образование СССР 3) отмена продовольственной развёрстки
4) свёртывание нэпа
12.Кто из перечисленных партийных и государственных деятелей занимал высшие посты в 1930-е гг.? Укажите два верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К. Е. Ворошилов 2) Л. Д. Троцкий 3) Н. И. Рыжков
4) В. М. Молотов 5) Ю. В. Андропов
Задание 13 Рассмотрите схему. Территория, заштрихованная на схеме, вошла в состав СССР в
1) 1922 г. 2) 1930 г. 3) 1937 г. 4) 1939−1940 гг.
Задание 14. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.
1) 1950-е гг. 2) 1960-е гг. 3) 1970-е гг. 4) 1980-е гг.
15. В период 1985−1991 гг. в политической системе СССР произошли серьёзные изменения по сравнению с периодом 1964−1985 гг. Приведите не менее трёх фактов в подтверждение этого положения.
16.Назовите руководителя страны, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода истории нашей страны, связанного с его руководством страной.
«Новый руководитель страны сразу завоевал симпатии граждан… Первые годы его руководства страной связаны с попыткой проведения активной социальной политики. В мае 1985 г. был принят документ, предусматривавший улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей. В январе 1986 г. были повышены пособия для одиноких матерей. Постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг обещала прорыв на этом направлении. Пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жильё-2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу каждая семья к 2000 г. должна была иметь квартиру или жить в собственном доме…
17.Студент принял участие в политических событиях, сооружая в конце августа баррикады около Белого дома в Москве. Вместе с другими защитниками Белого дома он радовался победе над ГКЧП. Однако уже в январе следующего года одна из экономических мер правительства, сформированного лидером победителей в августовских событиях, поставила семью студента в очень трудное финансовое положение.
1) Укажите годы, когда произошли описанные события.
2) Назовите фамилию лидера победителей в августовских событиях.
3) Назовите экономическую меру правительства, поставившую семью студента в трудное финансовое положение.
Контрольная работа по истории России XIX века
Данный материал предназначен для проведения промежуточной аттестации или итоговой тестовой работы по истории России XIX века.
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из открытых и закрытых тестовых вопросов. Ответы к заданиям записываются в виде одной цифры или последовательности цифр. За выполнение каждого задания ученик получает определенное количество баллов.
Исправления и зачеркивания, если они сделаны аккуратно, не являются поводом для снижения оценки.
1. Установите соответствие между именами императоров и их реформами, которые были проведены в период их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) Александр III 1) Указ об «обязанных крестьянах»
Б) Николай I 2) судебная реформа
В) Александр II 3) создание министерств
Г) Александр I 4) введение косвенных налогов
2 . Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812 г.?
3) П. И. Багратион
3. Прочтите отрывок из письма декабриста Г. Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Граф имел обширную и непреклонную волю.
Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие — военные поселения — общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».
1) М. М. Сперанский
2) А. А. Аракчеев
3) Д. А. Милютин
4) А. Х. Бенкендорф
4.Сравните положения «Русской правды» П.И.Пестеля и «Конституции» Н.М.Муравьёва. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) наделение крестьян землей
2) конституционная монархия как форма правления
3) уничтожение неограниченного самодержавия
4) предоставление избирательных прав всем гражданам без имущественного ценза
5. Установите соответствие между общественными движениями, направлениями общественной мысли и позициями, идеями, ими защищаемыми: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
1) в результате революции должна установиться
2) поставленных целей можно добиться путём
военного переворота, что предотвратит
3) сила власти — царю, сила мнения — народу
4) крепостное право есть благо для России,
соответствующее её традиционным устоям
5) любая государственная власть есть зло
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) поэма «Мёртвые души»
Б) храм Спаса на Крови
В) памятник М.И.Кутузову
Г) опера «Снегурочка»
1) Автор – А.С. Пушкин.
2) В произведении критически описывается
3) Произведение было создано в память о
4) Произведение находится на Невском
5) автор – член группы «Могучая кучка»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…Внезапная кончина Императора …. поразила всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но известные качества Августейшего преемника служили для всех некоторым утешением. Нет необходимости исчислять первых действий нового венценосца, которые Ему в подробности известны по той неутомимой деятельности, с которою Он лично вникает во все отрасли государственного управления; но нельзя прейти молчанием, с какою радостью было встречено Его прибытие к армии и какую неисчислимую пользу принесло личное Его обозрение оной. Государь почти скрывал Своё намерение, и, следуя влечению Своего сердца, предпринял путешествие в Крым вопреки замечаний приближённых к Нему лиц. Впоследствии те самые лица, которые не одобряли этого намерения, увидя, с каким восторгом был принят Государь своею армией и как она оживилась Его присутствием, согласились в преувеличении своих опасений.»
Б) «Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.
Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.
Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.
Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.
Вашего Императорского Величества верноподданный
Характеристики
1) В отрывке речь идет о кончине императора, подавившем восстание декабристов.
2) В отрывке речь идет о кончине императора при котором Россия потеряла Аляску.
3) В отрывке речь идет о кончине императора при котором к России был присоединен Крым.
4) Император о чьей смерти говорится в отрывке был сыном Павла I.
5) В отрывке речь идет о кончине императора, осуществившего отмену крепостного права.
6) В отрывке речь идет о кончине императора, руководившем страной в войнах с Наполеоновской Францией.
8.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.