Проверочная работа, 8 класс. Сфера духовной культуры
Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры», обществознание, 8 класс
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.
1. Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
2. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное
3) основное общее 4) среднее общее
3. Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль
4. К гуманитарным наукам относится
1) история 2) биология 3) физика 4) математика
5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о морали?
А . Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б . Нормы морали устанавливаются государством.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
9. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая
10. Верны ли следующие суждения о культуре?
А . Культуру можно рассматривать как уровень воспитанности отдельной личности.
Б. Культура стала для человека второй природой.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть II .
11. Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца — 2 б.
ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
А) вера в потусторонний мир
Б) плюрализм мнений
В) соблюдение определенного ритуала
Г) отражение личной позиции автора в произведении
Д) воспитание эстетического вкуса
12 . На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 балл
1) неотъемлемая часть культуры одного народа
2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций
3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира
4) вера в сверхъестественные силы
черты сходства
черты отличия
13. Запишите слово, пропущенное в таблице. – 1 балл
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
Целенаправленный процесс обучения и воспитания
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? – 1 балл
Жизненные ориентиры; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Прочитайте текст и выполните задания 15- 16
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.
16 . Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма. — 2 б.
Критерии оценки:
20 –18 баллов – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры».
Часть I .
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.
1. Особенность научного знания состоит в том, что оно:
1) направлено на создание материальных ценностей
2) основано на художественных образах
3) всегда применяется в реальной жизни
4) стремится к объективности
2. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
1) основное общее образование
2) среднее общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) дополнительное образование
3. Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью:
1) науки 2) искусства 3) морали 4) образования
4. Что относится к точным наукам?
1) математика 2) экология 3) биология 4) история
5. К объектам материальной культуры относится (-ятся):
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А . Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о морали?
А . Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
Б . Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8 . Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется
1) суверенитетом 2) свободой совести
3) свободой слова 4) гуманизмом
9. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре
10. Верны ли суждения об искусстве?
А . Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.
Б . Художественный образ может нести на себе отпечаток определённых исторических условий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть II .
11. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. — 2 б.
ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) точность и достоверность знаний
Б) использование художественных образов
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Д) отражение личной позиции автора в произведении
12 . В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 балл
1) основывается на вере в сверхъестественное
2) является областью духовной культуры
3) влияет на нормы поведения людей
4) использует культы и ритуалы
черты сходства
черты отличия
13. Запишите слово, пропущенное в таблице. – 1 балл
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? – 2 балла
Жизненные ориентиры; факторы производства; гражданское общество; выборы; образование.
Прочитайте текст и выполните задания 15-16
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.
Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.
Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.
(по материалам интернет-издания)
15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.
16. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества». — 2 б.
Проверочная работа, 8 класс. Сфера духовной культуры
6.Найдите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности:
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
А. обоснованность предположений 1. Искусство
Б. образное отражение реальности 2. Наука
В. Стремление к достоверности
7. В приведенном списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и их отличия. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.
1. формирование идей, образов
2. получение различного рода ценностей
3. результат деятельности человека
4. создание вещей
8. Дайте определение понятию «религия», ее классификацию.
9. Почему в условиях информационного общества возрастает значимость образования?
10. В чем заключаются особенности научного познания?
Проверочная работа по обществознанию
Тема «Сфера духовной культуры»
Выдвижении научных гипотез
Обобщении данных, полученных экспериментальным путем
Накоплении жизненного опыта
Полное (среднее) общее
Причина и следствие поступка
Истина и познание
Чувства и разум
Совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом
Отсутствие объекта познания
Наличие субъектно-объектного контакта
Стремление к объяснению фактов и процессов
Обращение к сверхъестественным силам
Оценка фактов с позиции добра и зла
6.Установите соответствие между категорией морали и ее определением:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ
А. осознание человеком своего значения 1. Честь
и признание этого значения обществом
Б. способность личности к моральному 2. Долг
В. Совокупность объективно необходимых 3. Совесть
7. В приведенном ниже списке указаны черты сходства науки и религии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.
Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры», 8 класс, обществознание
материал по обществознанию (8 класс) на тему
Контрольная работа проводится после изучения темы «Сфера духовной культуры» на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматривают выполнение тестов, заполнение кластера, соотнесениефактов, работу с определениями. Цель — проверить усвоение программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_teme.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры», 8 кл,, обществознание
- Заполни схему «Структура духовной сферы»
2.Объясни: культура внешняя, культура внутренняя.
3. С каким продолжением фразы вы согласны?
Простые нормы нравственности – это:
А) общеизвестные и признаваемые всеми правила поведения;
Б) нормы, которые всегда существовали в обществе людей неизменными.
1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б) 4) оба неверны.
4. С каким высказыванием вы согласны?
А) Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями;
Б) Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.
1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б)
5. Особые духовные правила, регулирующие поведение людей в обществе, отношение к другим людям и самому себе с позиций добра и зла – это ______________ .
6.»Не делай другому того, чего себе не желаешь» сказал:
А) Иисус Христос б) Конфуций в) Сократ
7.К общечеловеческим духовным ценностям относятся: ________, _________,_______.
1. Объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.
2. Превращение требований морали в личную задачу.
А. Долг моральный Б. Долг общественный
9. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
10. А)Процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре …-это __________
Б)Сфера духовной деятельности, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке – это _____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы,контрольные работы и тесты по духовному краеведению Подмосковья.
Вопросы,контрольные работы и тесты по духовному краеведению Подмосковьядля проверки изученного материала.
Контрольная работа по теме «Личность подростка» 7 класс обществознание учебник Кравченко
контрольная работа по Главе 1 «Личность подростка» обобщает изученный материал учебника Обществознания 7 класса авт. Кравченко А.И.
Самостоятельная работа по теме «Сфера», 11 класс
Проверочная работа на весь урок.
контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова, М.: Вентана-Граф, 2014г
контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова, М.: Вентана-Граф, 2014г.
Контрольная работа по теме :»Сфера духовной культуры» 8 класс
Б). Нормы, которые всегда существовали в обществе людей, неизменны.
1. верно только А
2. верно только Б.
3.Татьяна преподаёт историю в школе и заканчивает педагогический университет. Она готовится к сдаче государственных экзаменов и защите дипломной работы. На какой ступени образования находится Татьяна?
1.полное (среднее) общее
3. высшее профессиональное
4. начальное профессиональное.
4. Принцип: «В обществе думай в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека» — относится к сфере:
5. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А). Обоснованность и доказательство выводов 1. Наука
Б). Регулирование поведения людей с позиции добра и зла 2.Мораль
В). Опора на общественное мнение 3. Искусство
Г). Получение достоверных знаний о природе и обществе
Д). Образное отражение действительности
Запишите в таблицу выбранные цифры.
6.Заполни пропуски в тексте, используя следующие слова и словосочетания:
А) специальный язык; Б) научные учреждения; В). культура; Г) Научные революции; Д) система; Е), гуманитарные; Ж) научное производство; З). научное сообщество.
Наука как _____________________________ включает ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; __________________________, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научного исследования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства и результата ___________________________. Современное научное знание представлено совокупностью точных, естественных, _______________________ и социальных дисциплин. Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование ______________________, теоретичность. Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды __________________________________________.
Наука является частью мировой и национальной ______________________.
В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с техникой, философией, религией.
Современная наука активно взаимодействует с социально- политическими институтами, происходит формирование мирового ___________________________.
7. Прочтите текст и выполните задания к нему.
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.
Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы , из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, — скромный запас преданий, понятий и верований, всё что отличает Ньютона и Шекспира то первобытного дикаря».
(Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный лётчик. Письмо заложнику. – М., 1977. С. 158 – 160.)
§ 1. Озаглавьте данный текст.
§ 2. Что, мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?
§ 3. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?
§ 4. В чём автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, даёт смысл жизни, и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.